Теория элит
Деградация обществаДеградация общества
Борьба с деградацией обществаБорьба с деградацией общества или его прослойки
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Теория элит
Деградация обществаДеградация общества
Борьба с деградацией обществаБорьба с деградацией общества или его прослойки
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Начиная с 1787 года, Томас Джефферсон написал многочисленные частные письма о порочности и деградации монархий в Европе:
«И больше всего я удивляюсь тому, как могут некоторые люди считать королевское правительство наилучшим прибежищем. Посоветуйте им прочитать басню про лягушек, просивших Юпитера ниспослать им царя. Если это их не исцелит, пошлите их в Европу, чтобы они смогли сами увидеть беды, приносимые монархией, и я поручусь, что они вернутся полностью излечёнными.
Если всё зло, которое может проистечь из нашей республиканской формы правления начиная с сегодняшнего дня и кончая днём страшного суда, будет помещено на одну чашу весов, а на другую - то зло, которое приносит монархия Франции за неделю или Англии - за месяц, то эта чаша, конечно, перевесит. Вдумайтесь в то, что содержится в английской Красной книге или французском Королевском альманахе, и скажите, что дает народу монархия. Ни один королевский род не порождал и одного человека здравого смысла за двадцать поколений.
Самое лучшее, что могут сделать короли, это предоставить заниматься государственными делами своим министрам. А что такое их министры как не комитет уполномоченных, только плохо отобранных? Если король когда-нибудь вмешивается в дела, то причиняет только вред. […]
Я сознаю, что у нашего федерального правительства есть дефекты, однако они настолько уступают порокам монархий, что я смотрю на них с большой долей снисходительности. Я также полагаюсь на здравый смысл народа, который найдёт средства для их излечения, в то время как зло, проистекающее от монархического правительства, просто неизлечимо. Если кто-нибудь из наших соотечественников выскажет пожелание иметь короля, дайте им почитать басню Эзопа о лягушках, просивших себе царя; если это их не вылечит, пошлите их в Европу. Они вернутся назад хорошими республиканцами. […]
Порядок, при котором брачные узы связывали королей только с другими королевскими семьями, существовал в Европе на протяжении столетий. Возьмите животных любого рода и вида, заключите их - будь то в конюшне, в богатых покоях или дворцовом зале - в состояние бездействия и безделья, кормите их до отвала, удовлетворяйте все их сексуальные аппетиты, погрузите их в чувственные удовольствия, поощряйте все их страсти, сделайте так, чтобы все склонялось перед ними и оградите от всего, что могло бы заставить их думать, - и через несколько поколений эти животные станут только телом, только плотью без проблеска ума... Таков режим, в котором вырастают и воспитываются короли; и это продолжалось столетиями.
Находясь в Европе, я часто развлекал себя размышлениями над характерами царствовавших в то время коронованных особ... Людовик XVI был глупцом, которого я лично знал... Король Испании Карл IV был тоже глупец и то же самое - неаполитанский король Фердинанд IV. Они проводили свою жизнь на охоте и два раза в неделю отправляли курьеров за тысячи миль, чтобы сообщить один другому, какую дичь и как много они убили за прошедшие несколько дней. Король Сардинии Виктор-Амадей III был дураком. Все они были Бурбонами. Королева Португалии Мария Безумная, из Браганцкой династии, была идиоткой от природы. И таким же был датский король Христиан VII. Их сыновья правили за них как регенты. Король Пруссии Фридрих-Вильгельм II, наследник великого Фридриха, был просто боров телом, точно так же, как и умом. Густав III Шведский и Иосиф II Австрийский были помешанными, а Георг III Английский, как Вы знаете, - настоящим сумасшедшим в смирительной рубашке. Больше в Европе никого из монархов и не было, за исключением старой Екатерины II Российской, но она слишком взрослой попала в царствующий дом, чтобы потерять человеческий здравый смысл... Эти животные лишились ума и сил, и так должно происходить с каждым наследственным монархом, когда династия занимает трон в течение жизни нескольких поколений... И этим кончается Книга царей, от которых да избавит нас Господь. […]
Всё это - о счастье иметь королей и об управителях, которые могут стать королями. Из этих событий наша молодая республика может извлечь ряд полезных уроков: никогда не обращаться к иностранным державам за помощью для разрешения внутренних конфликтов и разногласий; не допускать передачи власти по наследству; не давать возможности каким-либо своим гражданам создать себе благодаря своему богатству и власти настолько прочное положение, чтобы их считали стороной, с которой королям стоит связывать себя союзом - через браки с племянницами, сёстрами и т. д. А иначе говоря, давайте непрестанно молиться перед троном небесным, чтобы больше не создавался этот род львов, тигров и мамонтов в человеческом обличье, называемый королями, от которых «да избавит нас Боже милостивый!»,- и да сгинет тот, кто не скажет этого вместе с нами. […]
Будучи убеждён, что республиканская форма правления - единственная, не ведущая открытую или тайную войну с правами человечества, я все свои молитвы и силы от всего сердца посвящаю поддержанию того порядка, который мы столь счастливо установили. И меня, конечно, воодушевляет мысль, что в то время, как мы упрочиваем права для самих себя и наших потомков, мы указываем путь борющимся нациям, которые так же, как и мы, хотят вырваться из-под власти собственных тиранов. […]
Мы бывали свидетелями тому, что башмачник или другой скромный ремесленник, перенесённый волей избирателей своей страны со своей рабочей скамьи в кресло официального лица, тотчас же обретал всю должную степень уважения и повиновения, которую закон соединял с его должностью. Но об отличии, которое даётся благодаря рождению или какому-нибудь значку, гербу или кокарде, люди у нас знали не больше, чем об образе жизни на Луне или на других планетах. Они лишь слыхали, что такое, вообще говоря, существует, и знали, что это не должно быть правильным. В полной мере ужас от всех зол, проистекающих из таких различий, можно испытать только в Европе, где достоинство человека теряется в произвольных различиях в положении, где человеческие особи классифицируются по нескольким нисходящим ступеням, где многие раздавлены весом немногих и где установленный порядок может представить мыслящему существу только картину, подобную созерцанию Бога Всемогущего и его ангелов, попирающих своими ногами сонмы отверженных. […]
… даже в Европе в умах людей происходят заметные изменения. Наука освободила мысль тех, кто читает и думает, а американский пример зажег в людях праведные чувства. Началось закономерное восстание науки, таланта и мужества против титулов, рангов и привилегий по праву рождения, которые стали презираться. При своей первой попытке оно потерпело поражение... Но мир вскоре оправится от паники, вызванной этой первой катастрофой. Наука идёт вперёд, а дух таланта и предприимчивости не дремлет... Титулы, ранги, наследственные привилегии и мишурная аристократия в конечном счёте утратят свое значение. […]
... Я согласен... среди людей существует некая природная аристократия. Почва, на которой она вырастает, - это духовные достоинства и таланты. Прежде физические силы и телесные способности давали доступ в среду аристократов. Но со времени изобретения пороха, вооружившего смертоносным, снарядом как сильного, так и слабого, телесная сила стала лишь вспомогательным средством добиться отличий и положения - наподобие той же красоты, хороших манер, доброго чувства юмора или других человеческих достоинств. Существует также искусственная аристократия, чьё положение основано на богатстве, родстве и происхождении и не связывается ни с душевными качествами, ни с талантами, - люди, обладающие ими, и так бы принадлежали к первому классу общества. Эту естественную аристократию я считаю самым драгоценным даром природы, данным людям для того, чтобы учить, чтобы принимать и оправдывать их доверие и управлять обществом...
И даже разве не можем мы сказать, что именно та форма правления является наилучшей, которая лучше всего обеспечивает чистый отбор этих естественных, природных аристократов для занятия правительственных должностей? Аристократия же искусственная - элемент вредоносный в правительстве, и против её возвышения необходимо принять меры предосторожности. ...Я полагаю, лучшее средство здесь как раз то, которое обеспечивается всеми нашими конституциями, - предоставление гражданам права на свободные выборы и на отделение естественных аристократов от псевдоаристократов, на отделение зёрен от плевел. В целом они избирают действительно хороших и мудрых людей. В некоторых случаях богатство может подкупить, а происхождение - ослепить их, но все это не в такой мере, чтобы угрожать обществу...»
Томас Джефферсон о демократии, СПб, «Лениздат», 1992 г., с. 47-51 и 147-149.